Орловское информбюро
Для лиц старше 16 лет


среда
19.12.2018
2:34:03
Новости
Все новости
Видео

Программы передач
"Россия"
"Россия 24"
"Радио России. Орёл"

Наши передачи
Вести-Орёл
Вести-Орёл. События недели
Вести. Дежурная часть
Вести. Интервью
Провинциалы
Парк культуры
Пульс
Всё в дом
Такая жизнь
Солдаты России
Следствием установлено
Спецпроекты ГТРК "Орёл"
Нас водила молодость
Очерки и публицистика
Мобильный репортёр
Аграрный вопрос
Слово о вечном
КОНТАКТ
Коммуналка on-line
Передачи "Радио России. Орёл"

Орловщина
Природа
Летопись
Фотогалерея
Орловская область
450-летие города Орла
Орёл. Город на века
Тургенев. Live
Краеведение
География
Деловая жизнь
Прокуратура Орловской области комментирует

О нас
ГТРК "Орёл" - 50 лет в эфире!
ГТРК "Орёл"
Контакты
Руководство
Телевидение
Радио России
Фотоархив



Персона версия для печати

ФЕНОМЕН ТРЕНЕРА НАУМОВОЙ

Трудно представить в Орле культурное событие областного или городского масштаба, устроители которого не пожелали бы <украсить> выступлением спортсменов-акробатов, воспитанников Орловской школы высшего спортивного мастерства. На сцене или помосте, на главной площади или наспех сколоченных подмостках - они всегда вызывают искреннее восхищение и восторженные аплодисменты зрелищными композициями, прекрасной музыкой и костюмами. И всегда рядом с атлетами их наставник - заслуженный тренер Российской Федерации, заслуженный работник физической культуры и спорта, судья международной категории Клавдия Михайловна Наумова. Ее наградные листы подписывались в разное время Георгадзе, Ельциным, Горбачевым, Стьроевым, Путиным:Профессионал международного класса, непререкаемый авторитет в мире спортивной акробатики, неутомимый новатор и экспериментатор, автор <именных> элементов, которые исполняют только самые сильные акробатические пары планеты, женщина, давно превратившая провинциальный Орел в признанный российский центр подготовки смешанных акробатических пар, в котором много лет <зажигает> спортивные звезды - яркие, удивляющие, непредсказуемые:



ПУТЬ НА ПЬЕДЕСТАЛ

Он не был усыпан розами, потому что сама Наумова из породы тех людей, которым неинтересно все легкое, которые чувствуют удовлетворение только от результатов напряженного труда. От простого - к сложному, от легкого -- к трудному, от невозможного - к возможному - это негласный девиз ее более чем тридцатилетней тренерской и педагогической деятельности.

Такой ее запомнила и Надежда Павловна Рогова -- первый тренер из спортивной школы города Магнитогорска, в котором Наумова родилась и выросла. Тренер не приняла ее в свою секцию, объяснив отказ малым ростом и худобой десятилетней девочки, которая не сможет осилить физические нагрузки спортивных тренировок. А откуда было взяться сытому румянцу на щеках Клавочки, если мама, скромная медсестра, осталась после гибели мужа, кадрового офицера, с тремя девочками на руках, и в доме порой не было лишнего куска хлеба? Младшей - Клавдии, названной так отцом и на него удивительно похожей, не исполнилось и двух лет, когда с фронта в дом пришла похоронка. Антонина Васильевна не поверила в ее страшный текст, и воспитывала дочерей в убеждении, что отец в долгой командировке, откуда не пишут и не звонят, но обязательно возвращаются. Этот материнский подвиг, эту святую ложь Клавдия Михайловна оценит и поймет гораздо позже, уже во взрослой жизни, а тогда вера в возвращение отца стала для девочки огромным стимулом для хорошей учебы: ей очень хотелось обрадовать папу. А еще -- удивить его какими-нибудь особыми талантами, например, спортивными достижениями. Как же объяснить тренеру, что она не слабее других ровесников, а характером, может, даже и сильнее? Вот и мама часто говорит, что она вся в папу и прижимает ее со словами <Мишенька мой!> Наверное, маме это придает силы, а маленькой Клавочке - уверенность в своих возможностях.

Отказ тренера не смутил девочку. Она стала приходить на каждое занятие секции, только тренажерной площадкой был для нее не зал, как для всех остальных детей, а узкий балкон для зрителей, перила которого не мешали видеть и слышать все, что происходило внизу, на гимнастическом ковре, зато скрывали от чужих глаз неловкие поначалу движения. Она так бесшумно выполняла все упражнения, что тренер заметила <подпольщицу> только через месяц. Надежда Павловна оценила недетское упорство девочки и под аплодисменты знающих ее тайну спортсменов, пригласила Клаву в зал. А спустя несколько недель, на городских соревнованиях юных гимнастов, девочка показала лучший результат, удивив судей не только гибкостью, но необычайной пластикой и редким артистизмом. Эти характеристики потом будут отличать и выступления на помосте самой Клавдии, и программы всех ее воспитанников.

Вспоминает К. М. Наумова: К тем первым в моей жизни публичным соревнованиям нужно было купить новые трусики и майку. Я понимала, что с просьбой о такой дорогой покупке к маме подходить нельзя: в доме на счету была каждая копейка. Рассказала о своей беде сестрам, и старшая, Валентина, из своей майки, искусно подшив низ, сделала мне настоящее трико, в котором я и выиграла свои первые в жизни соревнования. Надежда Павловна знала о нашем бедственном материальном положении и отметила мою победу царским по тем временам подарком: купила мне новые трусики и майку, которыми я до такой степени дорожила, что каждый вечер аккуратно складывала под подушку. До слез взволнованная такой щедростью, я дала себе слово, что Рогова никогда не пожалеет о том, что потратилась на меня. Я так старалась, что скоро стала разрядницей, а к выпускному классу - мастером спорта по спортивной гимнастике. Меня зачислили в молодежную сборную страны и я приняла участие в Спартакиаде народов СССР:

Травма колена, которую она получила на киевском помосте, была настолько серьезной, что Рогова разрыдалась: после такого спортсмены вообще уходят из большого спорта, а у Клавдии, ее любимой и самой перспективной ученицы, которой она собиралась передать и тренерский опыт, еще столько потенциала! Но даже она не знала всей силы и глубины характера своей воспитанницы. Эта маленькая и хрупкая девчушка не только стойко выдержала удар судьбы, она - наперекор всяким прогнозам -- попробовала себя в акробатике и выполнила норматив мастера спорта в смешанной паре. А потом легко поступила в Челябинский пединститут, получила диплом преподавателя физической культуры и стала успешно работать в южных городах Советского Союза детским тренером, активно выступая и на помосте за спортивную честь своих коллективов. Спустя несколько лет, предотвращая опасное падение с батута одной из своих воспитанниц, тренер Наумова подхватила девочку в полете, приняв сильный удар на себя. Ребенок отделался легким испугом, она же, повредив шейные позвонки, очнулась в больнице:

ЖИВИ И РАБОТАЙ!

Ей к тому времени едва исполнилось тридцать, она еще выступала <верхней> в смешанной паре и начинала тренерскую работу в Орле, на родине отца, куда недавно переехала вместе с матерью и старшей сестрой. К моменту травмы мамы уже не было в живых, из больницы, закованную в гипсовый панцирь от шеи до бедер, ее вывозила сестра Нелли, тоже поселившаяся в Орле. Приговор врачей не оставлял никакой надежды на возвращение в спортивный строй: пожизненная инвалидность, в ближайшие несколько месяцев - полная неподвижность.

Но врачи еще не знали, с какой пациенткой имеют дело. Угрожая сестре голодовкой, Клавдия вынудила ее разрезать гипс уже через неделю после возвращения домой. Услышав от коллег об артисте цирка Валентине Дикуле, она попросила достать все публикации о нем и стала заниматься аутотренингом. Тело, всегда такое послушное ее воле, постепенно стало возвращаться к жизни, сустав за суставом, мышца за мышцей: Начинала с нескольких минут напряжения, довела нагрузки до нескольких часов, после которых засыпала от усталости мертвым сном. И однажды ее ноги почувствовали холод от всегда открытой форточки. Этот день стал началом ее выздоровления. Она встала на ноги, чем посрамила лечащего врача, заставила близких доставить себя в Москву и при содействии подруги детства Татьяны Кучеренко, известной артистки цирка, вышла на Дикуля, который к тому времени вернулся на арену после трагического падения с большой высоты. Тот выслушал и осмотрел молодую женщину, а потом убежденно произнес: <Живите и работайте!> Правда, выступать на помосте он ей не рекомендовал, но для тренерской работы противопоказаний не видел.

В подаренной им авторской методике исцеления, Наумова подчеркнула несколько фраз Дикуля из предисловия к брошюрке, суть которых запомнила на всю жизнь и без устали внушает всем своим воспитанникам: <Жизнь - это вечное преодоление. Все во власти самого человека, потому и чудо он способен совершить сам. Нужна только вера в себя - и вы сами будете способны сотворить чудо. Я верю - вы сможете сотворить себя!>

ШКОЛА НАУМОВОЙ

О <конвейере>, выпускающем в Орле незаурядных спорсменов-акробатов, заговорили в конце 80-х годов, когда ничем ранее не примечательная спортшкола ДСО <Труд> стала привозить с российских, союзных и международных соревнований призовые места, медали и звания мастеров спорта. В прессе замелькали сообщения о том, что орловский тренер К. М. Наумова, познала секрет подготовки смешанных пар и научилась делать это гораздо лучше многих своих более титулованных коллег из других городов СССР. А <секрет> был доступен каждому: первой приходишь в спортзал и последней уходишь. Кто-то из мудрых очень давно сравнил труд учителя с трудом пахаря: посеял, вырастил, собрал, отдал людям - извечный крестьянский и учительский труд. Это и о Наумовой. К ней приводят дошкольников, а забирают титулованных атлетов, мастеров спорта.

Я видела ее в работе. Это жесткий, до предела сконцентрированный на деле человек, всецело отдающий себя делу и требующий такого же самозабвения от других. Крик, ругань, гнев - не из воспитательного арсенала Наумовой. Замечания она делает тихо, почти на ухо воспитаннику, малейший успех ребенка становится сразу же известным всему залу. А здесь порой одновременно тренируются до полуста детей разного возраста и подготовки. Это Наумова настояла, чтобы чемпионы мира тренировались рядом с начинающими спортсменами: пусть <малышня> видит, что даже золотые медали, привезенные с последних соревнований, не дают право на поблажку. Такое отношение к тренировкам, считает Наумова, стимулирует начинающих атлетов.

Сегодня Наумова работает одновременно с 20 парами, и ни одна поставленная хореографом Ириной Никитиной, в прошлом - одной из любимых воспитанниц Наумовой, лучшей в свое время <верхней> в смешанных парах мастером спорта международного класса, арбитром международной категории, программа не повторяет другую. Каждая готовая к показу акробатическая композиция - это миниатюрный спортивно-балетный спектакль на двоих, это музыка и пластика дуэта - Ее и Его. Вот уже пятнадцать лет Ирина Васильевна трудится в творческом тандеме с Наумовой, поражаясь ее неистощимой фантазии в придумывании общего рисунка композиции, отдельных ее элементов, как всегда - повышенной сложности, подборе соответствующей музыки и костюмов для спортсменов.

По-настоящему сильной и авторитетной любую школу делает коллектив педагогов-единомышленников. В орловской акробатике всегда были хорошие тренеры, но только с организацией школы Наумовой она стала кузницей и чемпионов, и тренеров. Конечно же Клавдия Михайловна - душа и признанный лидер этого коллектива, его представитель на внутренних и международных соревнованиях, <тяжелая артиллерия> спортшколы в выбивании средств на проведения в зал тепла, на его ремонт, на обновление тренировочного ковра, но Наумова не устает повторять, что подготовка спортсменов высокого класса - это дело коллективное, в котором нельзя умалять вклад ни одного из коллег. А потому справедливо считает, что победа каждой смешанной пары - это победа всех, кто на разных этапах готовил ее. Этих специалистов немного, но каждый - профессионал высокого класса и большой труженик.

Говорит К. М. Наумова: <Закулисную>, невидимую зрителям работу ведет с парами балетмейстер Евгений Симаков. Я считаю большой удачей для спорта переход этого специалиста из балета в акробатику. Его участие в подготовке смешанных пар к крупным соревнованиям сразу же было отмечено судьями и тренерами из других спортшкол России и зарубежья, которые не скрывали зависти по поводу филигранной отточенности движений, изящество пластики и красоту рисунка композиции.

Также незаменимы в общем деле тренеры Наталья Гриднева и Геннадий Малахов, Оксана Журкина и Людмила Гоголевская. Они - мой надежный тыл, мои единомышленники и сподвижники. Именно это единство средств и целей делает возможными стабильно высокие результаты орловской школы спортивной акробатики.

ЭТО ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО <НАДО!>

Одержать победу в стенах родного спортзала - похвально. Победить в родной стране, где тебя знают по прошлым успехам - нужно постараться. А вот с триумфом, под овации публики и восхищенные возгласы специалистов победить в чужой стране, где на спорт тратится много денег, где на чемпионат, как это было три года назад в Англии, выставлена только одна пара, которая готовилась в тепличных условиях - тут, знаете, кроме высочайшей техники, великолепно составленной композиции нужно обладать и недюжинными бойцовскими качествами, настоящим спортивным характером, немыслимым без сильной воли, крепких нервов, жесточайшей самодисциплины. Той самой, которая обозначена коротким словом <надо> и звучит как удар хлыста. Именно этому <надо>, которое выше и сильнее всех "<не могу> и <не хочу> Наумова учит своих воспитанников с первых же маленьких спортивных побед.

У маленькой хрупкой Оксаны Яценко это слово много лет --главное в лексиконе. <Надо!> - и менее чем за год, а то и за три месяца, она по просьбе тренера осваивает с новым партнеров программу чемпионата мира или Европы. <Надо!> - и заставляет тело набрать не только нужный вес, но и необходимый для стандарта чемпионата рост. <Надо!> - и ежедневно часами тренируется в тесном, плохо освещенном и до недавнего времени почти не отапливаемом зале.

За два года Оксана сменила двух партнеров: по разным причинам из большого спорта ушли Валерий Князев и Эдуард Перелыгин. Наумова приняла неожиданное решение: <присмотрела> своей любимой воспитаннице начинающего спортсмена из Кургана, не имеющего опыта выступлений даже на чемпионатах России. Наумова рисковала, но полагалась на собственный многолетний тренерский опыт, свое знание психологии и человеческие качества Оксаны, во многом ею же воспитанные. Совместными усилиями эти две незаурядные женщины - спортсменка и тренер - совершили невозможное: за три месяца (первые совместные тренировки начались в январе, а чемпионат России состоялся в апреле) смешанная пара Оксана Яценко - Алексей Ямцун завоевала чемпионский титул. Ни до, ни после спортивный акробатический мир не знал подобного прецедента. Оксана во второй раз и с новым партнером. Алексей - впервые, преодолев за три месяца программу от кандидата в мастера спорта до мастера международного класса. Это как сдавать вступительные экзамены по высшей математике человеку, который еще совсем недавно освоил программу средней школы. И Алексей сдал этот экзамен блестяще, потому что фортуна подарила ему встречу с двумя феями-волшебницами, которые и сделали невозможное. Нет, не только желание победить на очередном чемпионате гнало Оксану, студентку Орловского государственного университета, сразу же после занятий в спортзал. Она очень хотела помочь своему тренеру и своему новому партнеру, поэтому по сотне раз в день отрабатывала с Алексеем элементы как всегда сложной программы, подбадривая юношу навсегда усвоенным любимым девизом тренера Наумовой --<Надо!>

ВТОРАЯ МАМА

Когда Наумова с воспитанниками приезжает на соревнования в город, где уже бывали ее воспитанники, служащие гостиницы не скрывают радости: <орлята приехали!> Это значит, что в номера поселились культурные, воспитанные ребята, приветливые, воспитанные в уважении к чужому труду и чужой собственности. Говорит К. М. Наумова: Коллеги часто спрашивают меня, где я нахожу таких красивых, талантливых и культурных ребят? Мне понятен их вопрос: мастера, как и звезды с неба не падают, их <зажигают> на земле, а это долготерпеливый, каторжный труд, который под силу далеко не каждому бывшему спортсмену, даже очень яркому. Не уверена, что если бы у меня были собственные дети, я уделяла бы им больше внимания, чем чужим. Но медали и чемпионы - не самоцель, нет, Главное - воспитать личность, а человека со здоровым духом будет и здоровое тело. Вот почему, прежде чем <поставить> ребенку спинку, я учу его самому элементарному, нередко тому, чему должна была бы к этому возрасту научить его мама: правилам личной гигиены, общению с ровесниками и старшими, элементарным манерам. Далеко не все из них станут спортсменами-разрядниками, но хорошими, порядочными людьми, имеющими понятие о чести и достоинстве, о добре и зле, -- обязательно. Что же касается эстетического воспитания, то для многих чувство прекрасного впервые пробуждается именно в зале, на тренировках, которые практически всегда сопровождаются хорошей музыкой.

Неумные мамы ревнуют к ней своих детей, мудрые родители, видя, какое благотворное воздействие на их чадо оказывает общение с тренером, искренне благодарят Наумову за сына или дочь. И есть за что благодарить: Клавдия Михайловна не только <в мастера> выводит орловских мальчишек и девчонок, она хлопочет о продолжении их учебы и трудоустройстве, обивает пороги по поводу общежития для студентов или отдельной комнаты для спортсменов-молодоженов. А своей любимице Оксане Яценко, которая не без основания считает Наумову своей второй матерью, тренер попросила у губернатора, который всегда поддерживает этот вид спорта, однокомнатную квартиру-уж очень не соответствовали жилищные и вообще материальные условия семьи неоднократной чемпионки мира и Европы с общепринятыми стандартами. Да и просто из любви к талантливой девочке тратила свое время и энергию Клавдия Михайловна.

ЕЙ РАНО ЖИТЬ ВОСПОМИНАНЬЯМИ

На счету Наумовой и ее бригады - 200 мастеров спорта, восемь чемпионов мира и Европы, общий вес заработанных ее воспитанниками медалей разного достоинства, наверное, потянет на пуд, именные соревнования на приз Наумовой, которые вот уже пятнадцать декабрей подряд (в день рождения тренера) проводятся в Орле, по своему престижу не уступают чемпионатам России: Вроде бы можно и успокоиться, почивать на лаврах, оставив для себя приятный труд судейства (а даже организаторы чемпионатов мира почтут за честь видеть в судейской коллегии столь профессионального и принципиального арбитра), не говоря уже о российских соревнованиях. Конечно, можно, тем более, что и здоровье уже не как < в шестнадцать>, но десятки родителей, озабоченных здоровьем и социальной безопасностью своих детей, в течение лета обрывали ее телефон и искали встреч с единственной просьбой: взять подросшее чадо <под свое крыло>, оторвать его от влияния дурной компании, от праздного времяпрепровождения, которое, как известно, отец всех пороков. Вот почему, как и сорок лет назад, первого сентября она, не по возрасту ладная и подтянутая, вошла в спортивный зал, знакомый до последней щербинки на полу, и детям стало светло и покойно от ее молодой улыбки и приветливых слов. Новый спортивный год начался. По новому кругу пошло для тренера Наумовой время сеять и растить:


Валентина Новошинская
15 октября 2004 года


 


На главную страницу


© 2002−2018 Сетевое издание "Орловское информбюро" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-70203 от 21 июня 2017 года. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Никитин Андрей Анатольевич. Шеф-редактор Интернет-группы - Озеров Аркадий Аркадьевич. Электронная почта: info@ogtrk.ru. Телефон редакции: +7 (4862) 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на Орловское информбюро обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. Дизайн сайта разработан Орловским информбюро. Для детей старше 16 лет.

Адрес: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, д. 43. Телефон / Факс: 8 (4862) 43-46-71. Техническая поддержка. RSS-лента новостей  Поиск по сайту   Информация о сайте   Карта сайта